Владимир Михайлович Лузин, живописец и график, Член Союза художников России (1995), заслуженный деятель искусств Удмуртии (2000), заслуженный художник России (2009). С 1975 г. (после окончания художественно-графического факультета Нижнетагильского педагогического института) и до 2008 г. жил в Ижевске. В столице Удмуртии Владимир Михайлович работал заведующим Галереей искусств и технологий АРФА Камского института, участвовал в 150 российских и международных выставках, из которых 21 - персональная; за вклад в развитие культуры республики был занесён в Большую энциклопедию Удмуртии. Более 3000 работ художника находится в музейных и частных коллекциях России и за рубежом.

С 2009 года Владимир Михайлович Лузин, заведующий Режевской муниципальной художественной Галереи, которая была создана благодаря его инициативе и участию, активно включился в художественную жизнь Свердловской области, организуя персональные и групповые выставки не только в Реже, но и в других городах Среднего Урала, в том числе Екатеринбурга. Он обладает оригинальным авторским языком, узнаваемым и выразительным, и самой высокой оценки заслуживает его техническое мастерство: всем материалам художник предпочитает тушь, перо и тонированную (или цветную) бумагу. Линия и штрих его самобытны и неповторимы, они сочетают в себе особую деликатную мягкость, тончайшую нюансировку и, вместе с тем, внутреннюю выразительность и энергичность.

В.М. Лузин - чуткий художник, зрелый и искусный мастер, небезразличный к истории и судьбе своей страны. Его работы, словно вырастающие из внутренней связи художника с русской землёй, русской культурой, передают и любовь, и боль, и тревогу, и радость за отечество, переживающее в очередной раз смутные времена. Больше всего у художника пейзажей, и этот жанр – далеко не случайное пристрастие автора, ведь именно в нём проявляется его призвание – созерцать и интерпретировать первозданную красоту мира, претворяя её в красоту творчества, искусства. Через изображение конкретных видов - лугов, колосящихся полей, лесных далей, широких просторов, деревенских домов, полуразрушенных храмов - зритель обретает обобщённый смысловой заряд, несущий понимание органичной спаянности автора и этой земли, красивой неброской, сдержанной красотой природы северных широт. Через панораму русских просторов с вытянутым горизонтом, подчёркнутым вертикальными акцентами, художник поёт гимн родной природе и переживает за свой народ. Серии «В глубинке России», «Уходящая Русь», «Храмы Удмуртии»; виды Церкви Покрова на Нерли, Кирилло-Белозерского монастыря, Трифонова монастыря в Кирове; листы «Сердцу милая старина», «Моя бедная Родина», «Камские дали», «Дерева вы мои, дерева…» и др. заставляют не только восхищаться красотой и гармонией русских пейзажей, но и тревожиться за судьбу родной страны. Любое жизненное впечатление: созерцание древнерусского монастыря, заброшенной деревеньки, тихой улочки провинциального городка становится источником художественной интерпретации, в которую вкладывается душа мастера. Пространство листа не фотографически передаёт мир, а, преображая его, наполняя внутренним светом духовной энергии, помогает найти ответы на вечные, смысложизненные вопросы бытия. Неизменно в работах Владимира Михайловича все рукотворные постройки органично вырастают из природных форм; дома, заборы, улочки, храмы точно части природного мира.

Особую роль в работах В.М. Лузина играет небо с его интенсивной жизнью: передвижениями облаков в безграничном пространстве, отношениями света и тени, солнечных лучей и мрачных туч, ярких всполохов и тончайших градаций световоздушной среды.

Много может сказать о художнике его автопортрет, своеобразное творческое кредо автора. Он поражает своей глубинной связью с языком иконы: тонкое лицо с открытым лбом, обрамлённое небольшой бородкой, своей внутренней силой, энергией, сосредоточенностью немедленно притягивает взгляд, и, при всём внешнем сходстве, портрет символичен. Из области сердца художника, из небесно-синего пространства, словно вырываются стайки голубей (в христианстве голубь символизирует Святой Дух и Крещение), их трепетные фигурки передают сложную, наполненную событиями духовную жизнь художника, его открытость миру, дарение себя другим (Владимир Михайлович несколько десятков лет занимается благотворительностью). Острые цветовые контрасты усиливают впечатление духовного горения, неуспокоенности, внутреннего развития.

Именно стремление к внутреннему развитию не позволяет останавливаться художнику ни на мгновение: он находится в состоянии неизменного поиска, постоянной напряжённой работы. Размышляя о себе, о родной природе, о судьбе родной страны, Владимир Михайлович, через созерцание видимого мира и претворение его в художественную плоскость, помогает найти ответы на многие вопросы, волнующие его соотечественников. Без сомнения, тонкого и думающего художника ждёт ещё множество творческих открытий, которыми он наверняка щедро поделится со зрителями.


Галина Шарко, искусствовед