- 08.05.2017 в 14:00
- 8476
- Распечатать
Имя Альфонса Мухи ассоциируется у всех со стилем модерн. Стиль, созданный художником, стал выражением творческих поисков целого поколения и квинтэссенцией стиля, можно сказать, лицом стиля модерн.
Вряд ли найдутся люди, не знакомые с его изысканно красивыми афишами и рекламными плакатами. Альфонс Муха в качестве главного декоратора театра «Ренессанс» в Париже рисовал афиши, создавал украшения, придумывал костюмы и декорации к спектаклям, где царила выдающаяся актриса - Сара Бернар. Самые известные — «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Именно в этот период и складывается его стиль, легко узнаваемый и завораживающе виртуозный. Чтобы ни рекламировал художник, спектакль с участием прекрасной примадонны театра или шоколадные конфеты, принцип решения был один: смысловым центром вертикально вытянутого панно служит изображение загадочной незнакомки с улыбкой, которую называют пленительной, в обрамлении замысловатого орнамента, составленного из фрагментов фантастических цветов и растений, символических изображений, изысканных переплетений арабесок. Впрочем, многочисленные его работы хорошо известны и служат вдохновением для многих дизайнеров и сегодня, спустя сотню лет. Рассказывать подробно о том, что все и так знают – труд неблагодарный.
Однако, есть в жизни выдающегося декоратора период практически не известный широкой публике. Альфонс Муха является автором колоссальных по размеру полотен, посвященных истории славянских народов. Ни чарующий Париж, ни прагматичная Америка не смогли заглушить тоски по славянской родине. В 1908 году возвращается в Чехию и начинает работу над грандиозными картинами, которые должны, по мнению художника, выражать духовную силу и красоту славянского народа. Всего он создает 20 полотен размером около 6 × 8 метров каждая, на создание «Славянской эпопеи» ушло без малого 20 лет.
В создании полотен он был педантично достоверен. До мельчайших подробностей передавал детали костюмов, меблировки, различных аксессуаров, вплоть до рисунка вышивки на рубахах. Много путешествовал, фотографировал, записывал, делал наброски. Вернувшись домой, советовался с историками, изучал литературу, отснятые и другие доступные материалы. И этого ему было мало. Он заказывал пошив национальных костюмов, продумывал композицию и привлекал жителей моравских деревень, чтобы те позировали ему при создании полотен. Моравские крестьяне с таким энтузиазмом позировали художнику, что ему не приходилось исправлять мимику вошедших в образ натурщиков.
Три первые написанные им картины, критики считают лучшими в Эпосе. Художник их написал легко и быстро. Эти полотна возвышены по настроению, полны спокойствия и статики, в них нет динамики и описательности событий. В них, наряду с реальными историческими персонажами парят в воздухе фантазийные герои. Эти работы относят нас к истокам славянской культуры и истории. Одна из картин носит название "Первоначальная история Славян", в ней языком символов описывается судьба славянских народов. Картина "Праздник в честь бога Свентовита" олицетворяет язычество балтийских славян. "Введение славянской литургии" - подчеркивает единство и сплоченность людей ведущих проповедь на церковно-славянском языке.
Последние картины "Славянской эпопеи" дались художнику сложнее, но каждая по-своему отражает веру Альфонса Мухи в будущее славянских народов. "Присяга членов организации "Омладина" под славянской липой" – символизирует национальное возрождение. В картине «Отмена крепостного права на Руси» Муха говорит нам о том, что возрождение нации возможно только после освобождения угнетенных народов.
И, в завершении, «Апофеоз славянской истории» – работа, которая наиболее полно отражает национальную идею Альфонса Мухи. Четыре эпохи, каждая из которых отображена на картине своим цветом, присутствуют на этой картине: синеватая дымка олицетворяет древние времена истории славян, средневековые времена выражены при помощи красного цвета, черный цвет - это предвестник порабощения, а оттенки цвета золота символизируют свободу и счастье славянского народа. Альфонс Муха считал, что в своем творчестве он должен помочь людям лучше понять друг друга, помочь стать им ближе.
В 1928, и художник передал в дар чешскому народу 20 произведений, поэтизировавших историю славянских народов. Эти произведения вызвали у зрителей меньший интерес, чем его ранние работы в стиле модерн, хотя для самого Альфонса Мухи работа над этим грандиозным замыслом была основным смыслом его творческой жизни. В 1939, в период оккупации Чехословакии, художник был арестован нацистами. В тюрьме 14 июля 1939 Альфонс Муха умер и был похоронен на вышеградском кладбище в Праге. В 1998 в столице Чехии в честь знаменитого чешского художника был открыт музей. Однако, он весь посвящен раннему периоду творчества художника, а огромные полотна, олицетворявшие самые важные чаяния Альфонса Мухи, хранятся в удаленном от туристических маршрутов замке. Безусловно, это не потому, что чехи не ценят колоссальный труд выдающегося земляка и совсем не от отсутствия коммерческой жилки. У меня складывается впечатление, что они не очень понимают, что с этим удивительным наследием делать. Не вдаваясь в серьезное исследование, приведу несколько причин, лежащих на поверхности способных объяснить, почему это происходит.
Для начала надо сказать, что мастер еще живя в Париже, стал членом франко-масонского тайного общества и к началу работы над циклом достиг необыкновенных высот в этом обществе, что способствовало финансированию проекта со стороны заинтересованных лиц, представителей тайного общества. Картины полны тайных знаков и символов, по мнению художника, они должны были воздействовать на зрителя объединяющим и вдохновляющим образом, призывать к освобождению угнетенного народа.
Как бы ни было, но через 10 лет после начала работы над Эпосом, то есть в 1918 году, было провозглашено первое независимое государство Чехословакия, оно просуществовало до 1938 года, практически до начала немецкой оккупации. Вряд ли здравомыслящие люди связывают два события напрямую, но, кажется, без участия богатой и влиятельной организации тут не обошлось.
Кроме того, художественная ценность Славянского Эпоса остается для многих специалистов сомнительной. Дело в том, что художник при всех благих пожеланиях, остался в рамках – ар нуво. Он излишне увлечен символизмом, эстетизирует, если не эротизирует смерть. Художник пытается решить глобальные проблемы с помощью поверхностного стиля. Немаловажно - патриотические его чувства перерождаются в националистические: история ХХ века показала, как это опасно.
Поэтому критики весьма неоднозначно оценивают колоссальный итог работы мастера. Титанический труд мастера требует еще вдумчивой оценки, но промежуточный итог, кажется мне не слишком оптимистичным. Тем не менее, 20 огромных картин мастера достойны изучения и уважительного отношения со стороны исследователей, ведь он оставил послание потомкам в виде призыва помнить о своих корнях, чем бы он ни руководствовался и какими бы средствами не пытался достичь своей цели.
Искусствовед, Марина Прозорова.
Комментарии к записи