Одним из самых дорогих видов искусства всегда была мозаика. Самые выдающиеся ее образцы были созданы в эпохи и на территориях богатых империй. Византия дала нам пример тонкой и возвышенной силы. Создала эталон, высшей степени художественного мастерства непревзойденный до сегодняшнего дня. К сожалению, светской мозаики византийского периода не сохранилось, но до нас дошла в многообразии храмовая живопись.

Один из вариантов перевода слова «мозаика» очень привлекателен - (opus) musivum — произведение, посвящённое музам. Древние римляне знали, как угодить музам, как привлечь их внимание и стимулировать их участие в творчестве. Техника мозаики настолько великолепна, что возникает уверенность: ни одна муза, не смогла бы устоять перед соблазном помочь ожидающему вдохновения художнику. Как мы знаем, не только римлян вдохновляла эта техника, ее невероятные цветовые возможности привлекали мастеров во все времена.

На территории Византийской империи главным материалом мозаики становится смальта, создаются сотни ее оттенков. В сочетании с тончайшими пластинами золота и серебра она приобретает светоотражающие свойства, ещё более усиливающиеся благодаря прикреплению тессер к поверхности под разными углами. Благодаря этому техническому приему мозаика обретает особую светоносность и способность посредством маленького модуля организовывать большие поверхности, в т. ч. неправильной формы. Кроме того, мастера подкладывали золотую фольгу под кубики смальты, и таким способом усиливали удивительный эффект мерцания.

Художники намеренно отказываются от реалистических приемов передачи изображения. Священную историю они стараются передать посредством Образа, Символа, Знака, поэтому изображения, сдержаны и точны, почти аскетичны. Основной отличительной чертой изображения византийской мозаики является наличие контура предметов. Данный приём применялся для зрительного выделения фигур на фоне сияющего фона. В каждом произведении учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение, какие бы площади мозаичисты не «осваивали». Не смотря на требования иконографического канона, определявшего место той или иной сцены в храме, живописцы создают оригинальные росписи, отвечающие главной теме.

За тысячу лет существования, в разных концах огромной империи были созданы необыкновенной красоты и силы духа произведения мозаичного искусства, очень трудно выбрать среди этого многообразия один или два примера, наиболее полно выражающих технические, художественные и духовные открытия византийских мастеров.

Грандиозный для своего времени Осиос-Лукас в Фокиде первой половины XI века являет образец византийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную схему крестово-купольного храма. Мозаичные композиции в главном храме монастыря представляют классический пример византийской мозаичной живописи, кроме того, они хорошо и в большом объеме сохранились. Наряду с полным Христологическим циклом можно подробно рассмотреть отдельные фигуры святых – число их достигает 175. Мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные глаза. Так, в сцене «Омовения ног» апостол Петр выразительно поднимает руку вверх. В сюжете «Неверие Фомы» Христос энергично открывает ладонь, чтобы показать след раны.

Пропорции фигур часто зависят от особенностей построения композиции. Так, в «Распятии», стремясь, вероятно, подчеркнуть горизонтальную линию поперечной перекладины креста, художник неестественно удлиняет руки Христа. Фронтальность и статичность персонажей иногда контрастируют с подчеркнутым движением складок одежд, с развевающимися драпировками. Яркие, чистые цвета, локально окрашивающие поверхность, говорят нам о влиянии восточных провинций. В целом, в искусстве того времени начинает господствовать тип святого с определенно восточными чертами лиц. Элементы пейзажа и архитектуры сведены к минимуму. От них чаще всего вообще стараются отказаться, предпочитая подчеркивать особое значение стены с помощью золотого фона.

В византийском искусстве этого времени мозаикам отводились только криволинейные поверхности стен: своды, конхи и т.д. Особенности мозаичной живописи как технические, так и эстетические, проявляли себя с лучшей стороны на сводах, куполах, в нишах. Прямые части стены облицовывались мраморными плитами разных оттенков. Замкнутые обрамления мозаик заставляли зрителя воспринимать их как самостоятельные композиции. Византийские художники никогда не стремились «уничтожить» стену, напротив, - старались подчеркнуть ее плоскость.

Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня. Посетители храма попадали в сияющий возвышенный мир, проникались радостью и воспаряли над обыденностью. Не напрасно послы из Древней Руси не могли понять, где они находятся, на земле или на небе. Византийские мозаики стали одним из главных факторов, создающих эффект, наполняющий участника богослужения необыкновенно светлыми чувствами.

Марина Прозорова, искусствовед.